Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Design&mastering by Eugeny Fazleev ds

Главная | Тематические ссылки | Катастрофа под грифом секретно

Катастрофа под грифом секретно

В Советском Союзе было не принято рассказывать о катастрофах, особенно с большим количеством жертв.  Политика правительства была такова - в лучшей стране мира люди должны жить спокойно, без потрясений. Если в прессу и попадали какие-то сведения о происшествиях, количество пострадавших в них заметно сокращалось, а о последствиях предпочиталось и вовсе умалчивать.

 

Вице-адмирал С.И. Авакянц, командующий ТОФ.В средствах массовой информации говорили о достижениях, научных победах, битве за урожай и трудовых подвигах. Обычный советский гражданин был уверен, что страшные трагедии и катастрофы происходят где-то далеко, по ту сторону границы, и не мог усомниться в надежности всего, что производилось и эксплуатировалось на Родине. Но, катастрофы случались и нередко. И только сейчас, в современной России, мы начинаем узнавать правду, которая тщательно скрывалась долгие годы под грифом "секретно".

 

Примеров тому множество. 29 октября 1955 года, на линкоре "Новороссийск", вернувшегося с празднования 100-летия обороны Севастополя и пришвартованного на стоянке у Морского госпиталя, прогремел взрыв. Была повреждена правая носовая часть корабля. В первые минуты катастрофы погибли свыше 150 человек. Далее, линкор попытались отбуксировать на мелководье, но сделать это не получилось - пробоины были слишком велики, нос корабля уже ложился на грунт. Через несколько часов после взрыва, линкор "Новороссийск" полностью ушел под воду. Всего в этот страшный день погибли 614 человек. Информация о гибели линкора была объявлена секретной.

 

Катастрофа на космодроме Байконур 24 октября 1960 года, унесшая жизни по разным данным от 92 до 126 человек. Причиной трагедии стал несанкционированный пуск двигателя второй ступени межконтинентальной баллистической ракеты.  Среди погибших был главнокомандующий РВСН, главный маршал артиллерии М.И. Неделин. Расследование катастрофы и вся информация о ней сразу стала строго засекреченной. Катастрофа на Байконуре стала самой масштабной в истории ракетной техники Советского Союза.

 

Авиакатастрофа 7 февраля 1981 года на аэродроме Пушкино Ленинградской области, черный день ВМФ СССР. После успешного завершения ежегодных командно-штабных учений, руководство Краснознаменного Тихоокеанского флота готовилось к вылету домой, во Владивосток. По некоторым сведениям, самолет Ту-104 был загружен второпях. Груз, количество которого, по одной из версий, было значительно превышено, не был должным образом распределен и закреплен по отсекам, что могло стать причиной нарушения центровки при взлете. Но, это только версии. Факты таковы - едва поднявшись, самолет сбился с заданного курса, накренился и, зацепившись крылом  за землю, перевернулся. Раздался страшный взрыв - топливные баки были заполнены до предела. В живых не осталось никого. Погибли 50 человек, в том числе 16 адмиралов и генералов. Среди погибших был и командующий ТОФ, адмирал Спиридонов. Как и в приведенных ранее примерах, большая страна об этой авиакатастрофе не узнала - на всю информацию о произошедшем тут же был наложен гриф "секретно".

 

Но, память людская сильнее запретов и политики тотальной секретности. В своем обращении, размещенном на сайте "Герои ВМФ" 8 сентября 2014 года, командующий Тихоокеанским флотом Сергей Иосифович Авакянц высоко отметил вклад вдов погибших моряков-тихоокеанцев в сохранение памяти о безвременно ушедших героях. Благодаря их усилиям была разрушена плотная завеса молчания, окружавшая с самого начала трагедию под Ленинградом.

 

Сегодня, в современной России, у нас есть возможность узнать о страшных трагедиях, которые были частью истории, но тщательно скрывались. И есть возможность отдать дань памяти тем, кто своей жизнью, преданностью Отечеству, мужеству и профессионализму, заслужил благодарность потомков.