Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Design&mastering by Eugeny Fazleev ds

Главная | Тематические ссылки | Общественный транспорт в дореволюционной России

Общественный транспорт в дореволюционной России

Сегодня к услугам жителей российских городов представлен довольно широкий выбор общественного транспорта. Расписание автобусов, троллейбусов, метро, трамваев значительно облегчает нашу жизнь. А как обстояло дело с этим в 19 веке? Понятно, что современных видов транспорта в ту пору не было, но неужели горожанам приходилось передвигаться исключительно пешком или на извозчике?

Конная повозка, управляемая извозчиком, - аналог современного такси - действительно долгое время была единственным вариантом общественного транспорта для горожан. Позволить себе взять извозчика могли только достаточно состоятельные люди, беднякам ничего не оставалось как ходить пешком. В 1830 году на улицах Санкт-Петербурга появился более демократичный по цене транспорт - омнибус, считающийся, между прочим, прародителем современного автобуса.

Омнибусы представляли собой многоместные конные экипажи на 15-20 пассажиров, главным их достоинством была вместительность. Омнибусные линии были запущены не только в Петербурге, но именно в столице империи этот вид транспорта получил особое распространение. Кстати, питерцы могли прокатиться не только на обычном омнибусе, но и на "империале" - повозке в два этажа. Омнибусы курсировали по определённым маршрутам, подбирая пассажиров на остановках. Однако какой-либо график, расписание автобусов в нашем понимании, у омнибусов отсутствовал. Касается это и конок - конкурентов омнибусов.

Если омнибус можно назвать "дедушкой" автобуса, то конка (полное официальное название - конно-железная городская дорога) была прообразом трамвая. По сути, она представляла собой омнибус, передвигавшийся не по мостовой, а по рельсам. Конки придумали в 20-е годы 19 столетия, но распространение они получили позднее - уже во второй половине позапрошлого века. Пассажирские конно-железные дороги действовали в Петербурге, Москве, Минске, Казани, Новгороде, Воронеже, Риге и многих других городах Российской империи.

В конце 19 века во многих развитых странах начался "трамвайный бум". Но в Россию электрические трамваи пришли позднее - владельцы конно-железных дорог противились внедрению нового вида транспорта. В Москве первый трамвай появился только в 1899 году, а в Петербурге и того позже - в 1907-м. Таким образом, до конца столетия на российских улицах безраздельно властвовал транспорт на конной тяге.