Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Design&mastering by Eugeny Fazleev ds

Главная | Тематические ссылки | О бое Ильи Муромца с войсками Калина

О бое Ильи Муромца с войсками Калина

Замечательные высокопоэтические рассказы о жестоком бое Ильи Муромца с войсками Калина принадлежат к циклу повестей о борьбе русского народа с татарскими поработителями.

В 1223 году произошла трагическая для русского народа битва со вторгшимися на Русь татарами на славной реке Калке, впадающей в Азовское море. Должно быть, этому событию и посвящены былины о битве Ильи с Калином. Предводителями татар в этой битве были два военачальника - Джебэ н Субедэ. И тут они соединились в одно лицо - Калина.

Как же произошло так, что печальная битва изображается в былинах торжественной победой русского народа?

До наших дней дошло несколько вариантов эпоса о Камском (Калкском) побоище, в которых рассказывается о поражении русских и гибели славных  богатырей. После освобождения от татарского ига Русь все более и более укрепляла свое могущество, поражения прошлого стерлись в народной памяти, и былины о татарском нашествии отразили лишь конечный исход многовековой борьбы. Былины, повествующие о поражении русского народа, забылись, и вместо них сложились новые, такое как "Об Илье и Калине". Но и былины о Калине сохранили еще трагичность борьбы и правильно передали политическую обстановку того времени. Обескровленные междоусобными раздорами русские князья позорно встретили врага. Князь Мстислав Удалой один бросился на бесчисленные полчища татар, а Мстислав Киевский стоял в это время со своими дружинами в укрепленном лагере и хладнокровно наблюдал гибель войск своего русского соперника. Но гибель настигла и его. Татары не вняли его просьбам о пощаде. Позорная смерть была ему отмщением.

Подобная картина изображена и в устном народном творчестве. Илья понимал всю силу грозящей опасности, он не бросился опрометчиво на врага. Стал созывать на помощь богатырей. Но из-за чувства личной обиды на Владимира они отказались помочь Илье.

Илья же здесь предстал не только как носитель мощи народа, но и как выразитель его ума, его гения.

Во многих вариантах Илья, выходя из погреба, в который посадил его Владимир, и намереваясь стать на защиту отчизны, открыто признается:

 

Я иду служить за веру христианскую,

И за землю Российскую,

Да и за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей...

А для собаки-то князя Владимира

Да не вышел бы я вон из погреба.

 

Таким образом, в былинах об Илье и Калине со всей силой выражена ненависть простого народа к своим социальным врагам.